Нынче 1-ый денек мая сначала всего ассоциируется с поездкой на природу и изготовлением шашлыка. Так было не постоянно: в советскую эру Первомай трудящихся столицы встречали демонстрациями и парадами. Хотя, традиция отмечать приход весны в начале мая началась за длительное время до революции. Рассказываем, как изменялся смысл праздничка.
Подсмотрел у голландцев
1-ое мая в столице начали отмечать за длительное время до революции. Об этом aif.ru поведал ученый-историк, самый важный редактор журнальчика «Столичное наследство», радиоведущий Филипп Смирнов. По его словам, еще Петя I поручил прорубить в Сокольниках Майскую аллейку, на которой устраивались гулянья в честь прихода весны.
«Близко от дворца в Преображенском Петя Величавый, который подсмотрел у голландцев традицию организовать отдых на природе на 1 мая, прорубил Майский просек. Он и стал местом для первых „маевок“, но без идейного и „рабочего“ подтекста. Там с петровского времени и позднее собирались москвичи и устраивали мелкие ярмарочки. Об этих гуляниях сохранились бессчетные записки», — рассказал Смирнов.
Новый смысл
1 мая 1886 года в Чикаго рабочие объявили стачку против 15-часового рабочего денька и востребовали перехода на 8-часовой. Протесты закончились грустно: в столкновениях с милицией погибли люди, фаворитов демонстрации казнили. Через несколько лет в память о казнённых Парижский конгресс II Интернационала объявил 1-ое мая Деньком интернациональной солидарности трудящихся. С того времени в данный денек рабочие всех государств, в том числе и в РФ, устраивали демонстрации и добивались улучшения критерий труда.
В Русском Союзе праздничек стал официальным, сначала Деньком Интернационала, а позже и Деньком интернациональной солидарности трудящихся. И если в 1-ые годы демонстрации оставались «гипотетически протестными» — рабочие шли с девизами поддержки зарубежных пролетариев в борьбе за права, то позднее шествия стали быстрее праздничными и прославляющими мир и труд.
Но даже в это время в столице находились те, кто предпочитал уклоняться демонстраций и девизов. По словам Смирнова, они первого мая собирались в Царицыне:
«Посреди людей, которые не желали ходить на маевку с гвоздиками и девизами, появилась традиция собираться в заброшенном в то время Царицыне. Там на лесных полянках они устраивали посиделки. сейчас их деньком с огнем не сыщешь, для аренды беседок под изготовление шашлыка появился даже особенный обслуживание. Но, тем не наименее, эти „маевочные“ площадки были известны, и там нередко собиралось, к примеру, общество альпинистов. Они использовали стенки усадьбы для занятий, а конкретно рядом отдыхали у костра с песнями».
Идеология ушла, традиции остались
Сменились времена и политический строй, ушел и идейный смысл первого мая. По словам историка, в столице довольно напоминаний о Деньке интернациональной солидарности трудящихся, ведь в честь этого праздничка названы улицы, районы, парки, аллейки и скверы, но, как и в случае с юбилеями Октября, они больше не ассоциируются у молодежи с русским прошедшим.
«Сама традиция и ассоциация с интернациональной солидарностью трудящихся у этого праздничка ушла. В реальный миг это опять переросший в традицию кооперативный домашний выход на природу. Выходит, что смысл первого мая возвратился в отправную точку, и сейчас данный праздничек опять про встречу истинной весны, во время которого люди с надеждой на будущее могут выдохнуть после долгой зимы», — резюмировал ученый-историк.
По материалам: aif.ru