Наказать нельзя поощрить. Психолог назвала 8 основных правил воспитания

Быть родителем – одна из самых сложных ролей для взрослых. Существует множество книг и рекомендаций о том, как воспитывать детей, но вопросов и неясностей в этой области больше, чем ответов. Это связано с тем, что каждый автор предоставляет свою собственную методологию, которая может противоречить другим рекомендациям. Наказание не окупается. Психологи назвали восемь основных правил дисциплины1Чтобы понять, как правильно вознаграждать детей за достижения и наказывать за проступки, Аиф.ру поговорил с детским психологом и гештальт-терапевтом Марией Сосниной.

Поощрения и наказания являются частью образовательной стратегии. То, как родители балансируют эту систему, определяет стиль воспитания в конкретной семье. Например, авторитарный стиль воспитания использует наказание в качестве основного инструмента. По сути, это более жестоко, чем детское преступление. И наоборот, при либеральном стиле воспитания родители часто поощряют своих детей, в данном случае с небольшим наказанием. Если родители смогут создать правильно сбалансированную систему поощрений и наказаний, ребенок успешно усвоит правила жизни с другими людьми в семье и адаптируется в обществе. Для этого родителям необходимо соблюдать определенные правила.

Основные правила системы наказания и поощрения

Знайте правила. Прежде чем наказывать или поощрять ребенка, родители должны объяснить ребенку принятые в семье правила и что будет, если их нарушить. Если ребенок маленький, взрослые сами придумывают соразмерные поощрения и наказания. Например, для детей старше трех с половиной лет наказание может включать отказ от игрушек или сладостей, чтение сказок или просмотр мультфильмов. Если ребенку больше 6 лет, он может наказать себя и выбрать награду. Родители также могут предложить свои варианты. Это может запретить вам видеться с друзьями в течение определенного периода времени. Как только правила установлены, взрослый и ребенок могут создать плакат и повесить его на видном месте, чтобы напомнить ребенку о согласии.

четкая система. Чтобы понять, как ребенок что-то приобретает или что-то теряет, можно использовать бонусную систему с жетонами. Например, если ребенок сделал что-то хорошее, ему дают один жетон, а если ребенок сделал что-то плохое, один жетон отбирают. В конце недели или месяца полученные жетоны подсчитываются и ребенок получает оговоренный бонус. Чем старше ребенок, тем дольше срок и тем больше премия. Например, маленькие дети получают шоколадные батончики в конце недели, а подростки – таблетки в конце квартала или полугода.

Мы не должны мириться с историями, когда детей немедленно наказывают и лишают того, что они получили, хотя они еще не получили премию. Он должен иметь право контролировать и наслаждаться тем, что он заработал. Чтобы этого не произошло, важно предварительно прописать все условия в правиле. Например, девочка получает куклу за пятёрку, но как только она получает тройку, взрослый забирает её на неделю.

закон пропорции. Наказания и поощрения должны быть пропорциональны совершенным действиям. Если ваш ребенок достигает двух результатов одновременно, вы должны вознаграждать его за каждый. Чтобы облегчить бремя для родителей, бонусы можно объединить, сделав их немного больше, чем если бы исход был только один. То же самое касается наказания. Наказание за два нарушения одинаковое, но несколько более суровое, чем за одно нарушение. Например, предположим, что ребенок получает плохие оценки и неуважительно относится к учителю. Обычное наказание бывает только вечером, но комиксов в этот день ему не дают. Помните, что каждое наказание имеет конец. Это может оказаться травмирующим опытом, если ребенок не понимает, как долго он был чего-то лишен. Взрослым важно сдержать свои обещания и вернуть украденное у ребенка, как только закончится учебный год.

Помимо соразмерности наказания и вознаграждения, ожидания от ребенка также должны быть соответствующими. Важно учитывать его возраст, физическую силу, способности и психическое состояние. Как правило, если ваш ребенок не способен получить одни пятёрки, нет необходимости устанавливать такую ​​планку.

Альтернатива. Бонусные системы должны предоставлять альтернативы помимо правил и ограничений. Если взрослый что-то запрещает, ребенку необходимо предоставить другие возможности. Например, по холодному полу нельзя ходить босиком, но можно надеть носки или тапочки. У сестры нельзя отобрать игрушку, но можно попросить ее дать тебе что-нибудь взамен.

Сначала предупреждение, потом наказание. Помимо письменных правил, взрослые должны их понимать. Чем младше ребенок, тем быстрее он забудет договоры и правила. Если допущено нарушение, необходимо сначала напомнить им о правилах и предупредить о предстоящем наказании, а санкции налагать только в случае повторения нарушения.

Правила отделения поведения от личности ребенка. Поощрение – наказание за поведение и похвала – критика за какую-то особенность ребенка – это разные системы. Во-первых, это помогает стать более общительным и научиться жить в обществе. Указывая на поведение детей, взрослые формируют знания о детях и их поведении. Второй – повышает ли это самооценку или разрушает самооценку. Взрослым важно помнить, что наказывать и хвалить нужно не личность ребенка, а его поведение. Отвращение или невежество также не могут использоваться в качестве наказания. Когда родитель ненавидит и наказывает своего маленького ребенка и говорит: «Отойди от меня, ты плохой ребенок», родитель ошибочно заключает: «Они не любят меня, потому что я плохой». Ребенку необходимо понять, что речь идет о каком-то поведении, и прийти к следующим выводам. Меня наказывают за мои действия. Для этого взрослый человек должен выделить в сообщении свою личность и поведение. “Мы с тобой договорились убрать игрушку перед сном. Ты ее не удалял, иначе ты не будешь смотреть мультики на ночь».

Стабильность и ясность. Чтобы система поощрений/наказаний работала, родители сами должны ежедневно следовать письменному соглашению. Когда что-то идет не так, то зачастую это происходит не потому, что ребенок не соблюдает правила, а потому, что взрослые жалеют ребенка и не хотят, чтобы он страдал. В этом случае самим взрослым важно обратиться к психологу или заняться самоанализом и понять, почему они не могут терпеть процесс наказания.

Кроме того, родители часто виновны в выборе вознаграждений, которые они хотят, но не могут себе позволить. Например, женщина захотела новый планшет и купила его в качестве бонуса за отличную учебу сына. Видя, как ребенок неосторожно обращается с планшетом, женщина начинает чувствовать себя никчемной и наказывает за это ребенка. По этой причине мы лишаемся всех заработанных вами бонусов. Такое поведение взрослых также требует анализа и размышлений, поскольку дети должны иметь полное право распоряжаться заработанными бонусами.

Правило трех «П»

Дети могут лишь вполсилы выполнять условия соглашения. Например, он собрал половину своих игрушек и оставил половину на полу. В этом случае наказание лучше заменить позитивной критикой. Это подвергает ребенка различным проявлениям как положительных, так и отрицательных сторон его самого. Он узнал, что может ошибаться, но любые ошибки можно исправить. Для воспитательных бесед можно использовать правило трех «П».

Поощрение. Сначала взрослый рассказывает о том, что сделал ребенок, и объясняет конкретное поведение отличная работа».

Обвинять. Взрослые рассказывают о том, где дети допустили ошибки или не выполнили задания. «Но оставшиеся игрушки продолжали валяться по комнате, поэтому мы согласились убрать все игрушки».

Поддерживайте и поощряйте. Взрослые подчеркивали, что ошибки, на которые они указывали во второй части, не полны и их легко исправить. “Теперь давайте соберем остальные игрушки. В следующий раз мы позаботимся о том, чтобы не оставлять игрушки на полу на ночь».

Таким образом, не только сохраняется баланс, но и ребенок узнает, в чем он преуспевает, а что еще нуждается в улучшении.

Со скольки лет можно вводить систему наказания и поощрения?

Системы наказаний и поощрений можно вводить с 2-3 лет, когда дети начинают понимать, что такое бонусы и лишения. Важно помнить, что маленькие дети плохо переносят умственные нагрузки. В детском саду часто применяют наказание, ограничивающее движение на несколько минут в зависимости от возраста ребенка. Своеобразное «карательное кресло». Например, если пятилетний ребенок продолжит упорствовать после того, как ему неоднократно говорили, что он не может драться, его или ее заставят посидеть на стуле в течение 5 минут. Это своего рода наказание для взрослых. Это потому, что вам нужно набраться терпения и следить за тем, чтобы ваш ребенок не убежал раньше установленного срока.

Не сделает ли такая система моего ребенка продажным?

Этот вопрос волнует многих родителей. Если посмотреть на мир в целом, то большую часть времени он устроен по принципу: «Ты для меня, я для тебя». Если родители закручивают гайки и делают все тайно, заранее не оговорив всех условий и правил, ребенок может стать заложником такой системы. Общение становится функциональным, и дети ищут способы доставить удовольствие своим родителям и «заслужить» хорошее поведение и внимание. Ситуация еще хуже, если между взрослыми и детьми нет тесного общения независимо от выполнения различных обязанностей. С другой стороны, когда взрослые полностью выходят из всех рамок, это приводит к толерантности и снисходительному отношению со стороны детей. Например, родители договорились, что ребенок должен убрать свою одежду, но каждый раз мать стонала и делала это за ребенка. Ребенок привыкает к тому, что ничего не наказывается и правила — пустые ринги. Таким образом, когда родители теряют контроль над своими детьми, они теряют авторитет, власть и контроль над ситуацией и сталкиваются с собственным бессилием. Это касается не только родителей, но и самих детей, столкнувшихся с реалиями взрослого мира вне семьи.

Если вы правильно подойдете к бонусной системе поощрений и наказаний, ваш ребенок не только научится понимать принципы эффективного взаимодействия с миром и другими людьми, но и научится ценить как свой труд, так и труд других научиться.

Оцените материал

Похожие записи