Последние новости
Создан новый сорт картофеля для выращивания в Арктике Благосостояние жителей древнего Крыма оказалось лучше, чем считалось Метеорит, упавший в дом в США, оказался старше Земли Близкие люди сражаются за наследство Ивана Краско Названо возможное место прощания с Иваном Краско Борющийся с раком Роман Попов рассказал об ухудшении самочувствия Apple обвинили в краже технологии бесконтактной оплаты В Прибалтике началась травля русскоязычных детей Россиянка описала особенности жизни в Гонконге фразой «у меня культурный шок»
Vina lorda pochemu britanec ne prishel na pomoshh passazhiram titanika d6204b0.webp

Вина Лорда. Почему англичанин не пришел на подмога пассажирам «Титаника»?

С момента крушения океанского судна «Титаник» в Атлантике прошло больше 110 лет, но энтузиазма к этой истории у публики не стало меньше. До этого времени исследователи пробуют получить новые ответы на, казалось бы, издавна рассмотренные вопросы.

Юный и ранешний

Офицер Стэнли Сэр, вместе с директором-распорядителем «Белый Стар Лайн» Джозефом Исмеем, был основным лицом суда по делу о крушении «Титаника», который стартовал 3 июля 1916 года.

С Исмеем все ясно — главу компании подозревали в том, что он оказывал давление на капитана «Титаника» Эдварда Смита, что в конечном счете и привело к столкновению с айсбергом. Но Сэр к новому океанскому лайнеру чувства не имел, но его посчитали чуток ли не основным виновником смерти людей. Так в чем же заключались грехи Стэнли Лорда.

Уроженцу Болтона к моменту событий было 34 года. Обучение морскому делу он начал еще ребенком, в первой половине 1890-х годов получив сертификат второго ассистента. В 1906 году, работая на компанию «Лейланд Лайн», Сэр первый раз стал капитаном корабля. И это было очень суровым достижением, оттого что в ту пору в Британии капитанами назначали людей в основном старше 40 лет.

«Заткнись! Я занят»

В 1911 году Сэр стал капитаном судна «Калифорниэн», которое и принесло ему дурную славу.

В апреле 1912 года он вывел собственный корабль в рейс из Лондона в Бостон. Для экипажа этот переход был очень непростым. Той весной льды опустились сильно южнее их обыденных границ, потому Лорду требовалось очень вдумчиво смотреть за тем, что возникало по курсу.

Поздно вечерком 14 апреля «Калифорниэн», повернув на юг к Немаленький Ньюфаундлендской банке, попал в ледяное поле. Офицер Сэр не вожделел рисковать, приняв решение сделать остановку до утра. Одномоментно он дал приказ сообщить об угрозы другие суда, находящиеся рядом.

Связист «Калифорниэн» Сирил Эванс выполнил приказ, но «Титаник» сообщение не принял. Связист корабля Джек Филлипс отшил сотруднику: «Заткнись! Заткнись! Я занят. Я работаю с мысом Рейс».

Филлипс передавал радиограммы пассажиров «Титаника» и считал это самым основным делом на тот миг.

На «Калифорниэн» связист был один, и в согласовании с распорядком в 23:30 он ушел отдыхать. Отправился расслабляться и офицер Стэнли Сэр, передав вахту своим офицерам.

Огни в ночном небе

Катастрофа «Титаника» разыгрывалась в тот миг, когда рация на «Калифорниэн» была отключена, а офицер спал.

Но в течение ночи Лорда пару раз будили. Вахтенные офицеры лицезрели странноватые огни судна, а также сигнальные ракеты. Офицер Сэр сделал предположение, что идет речь о корабле, остановившемся посреди льдов и легко обозначающем личное расположение.

В это время на «Титанике» тоже лицезрели огни судна и пробовали ракетами подать ему сигнал о помощи. Но корабль так и не пришел к погибающему лайнеру.

В 4:30 утра Сэр попросил радиста разъяснить обстановку, и Сирил Эванс принял сообщение о смерти «Титаника». Офицер отдал приказ шагать к месту крушения, но когда «Калифорниэн» прибыл, то выявил только осколки и пустые шлюпки. Выживших подобрал корабль на паровой тяге «Карпатия».

Согласно первым сведениям, «Калифорниэн» находился поближе других к «Титанику» — в 32 км. «Карпатия», пришедшая на подмога, была в 93 км от места столкновения.

Лорда обвинили в неоказании помощи терпящим бедствие.

Был ли кто-то 3-ий?

К моменту, когда летом 1916 года прошло судебное разбирательство, судно «Калифорниэн» тоже уже находилось на деньке — его потопила германская субмарина.

Офицер выдвинул версию, согласно которой его экипаж вообщем не мог созидать «Титаник», так как расстояние было посчитано ложно, и он находился на тот миг за линией горизонта. А ракеты, про которые шла речь, совсем принадлежали другому судну.

После таким кораблем окрестили норвежское промысловое судно «Самсон», занимавшееся браконьерством в Атлантике. Конечно, браконьеры не желали афишировать себя, оттого и отреагировали на сигнальные ракеты тем, что поторопились поскорее удалиться с места событий.

Оппоненты возражают — человек с опытом и квалификацией Лорда был должен отличать сигнальные ракеты от фейерверка, и среагировать на их, от кого бы они ни исходили.

Литература и кино прибили капитана к «зазорному столбу»

Результат разбирательства вышел довольно странноватым — Лорда вроде бы и не оправдали, но и никак не наказали. За исключением морального осуждения, из-за чего не любая компания готова была его брать на службу.

Новенькая волна заморочек у капитана случилась уже на склоне лет. В 1955 году его однофамилец Уолтер Сэр написал книжку «Последняя ночь „Титаника“», по которой 3-мя годами позднее был снят кинофильм, получивший огромную известность.

В версии создателя офицер «Калифорниэн» был виновен несомненно, игнорируя очевидные сигналы бедствия с «Титаника». Стэнли Лорду было уже 80 лет, но он писал письма и встречался с прессой, настаивая на том, что стал жертвой инсинуации. Хотя, к моменту собственной гибели в 1962 году он так ничего и не поменял.

Отношение к персоне капитана и на данный момент зависит только от того, какая версия событий кажется больше достоверной тому либо иному человеку. И, кажется, что правды в этом вопросе никогда не будет найдено.

По материалам: aif.ru

Опубликовано: 3 июля 2024