«Познакомьтесь с „самым богатым человеком, который когда-либо жил“», — так озаглавлена статья английского учреждения Pen Новости. В ней описывается научная работа по воссозданию наружности фараона Аменхотепа III, дедушки известного Тутанхамона. Исследователи, которые посодействовали древнеегипетскому царю «обрести фейс», сами опешили приобретенному результату, говорят журналисты.
Ему поклонялись как живому богу
Аменхотеп III правил в эру расцвета XVIII династии. По данным Немаленький русской энциклопедии — с 1379 по 1340 годы до н. э. он прославился благодаря грандиозному строительству. Вообщем, время его правления рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации. Были построены большие храмовые комплексы и потрясающие монументы статуи, оставлены роскошные бытовые изделия и многие произведения искусства, сегодня входящие в египетские собрания наилучших музеев мира.
2-ва сфинкса на Институтской набережной Невы в Санкт-Петербурге — артефакты той же эры. Статуи были сделаны в XIV веке до н. э. Они стояли во дворе щедро отделанного золотом и серебром поминального храма Аменхотепа III в Фивах. РФ заполучила этих сфинксов и перевезла их в свою столицу в 1832 году на волне охватившей Европу египтомании.
Аменхотепу III поклонялись как живому богу, причём он первым из всех фараонов взялся монтировать культовые монументы самому себе. В мире сохранилось больше 1 тыщи таких изваяний — больше, чем у хоть какого другого древнеегипетского царя.
Невзирая на изобилие скульптур, научная перестройка лица фараона до этого времени не была проведена, а сам он, погибший возрасте 40-50 лет на пике могущества и богатства, оставался для историков фигурой таинственной и противоречивой. Исследования 1970-х годов обрисовывали Аменхотепа III как тучного, хворого и неподвижного человека. Исследователи считают, что он был практически лысым и в последние годы жизни мучился от заморочек с зубами.
Его рост был всего только 156 см
Мумия Аменхотепа III хранится в Государственном музее египетской цивилизации в Каире. Используя данные её черепа, интернациональная группа исследователей воссоздала фейс фараона. В команду вошли археологи и специалист по 3D-графике — бразильский оформитель Сисеро Мораес. Он-то и провёл основную часть работы.
Для начала была сотворена цифровая копия черепа фараона. Использовались изображения мумии и данные о ней. Для определения возможных размеров и бес лица (положения носа, ушей, глаз, губ) Сисеро Мораес ориентировался на свойства реальных людей схожей комплекции и с аналогичным индексом массы тела, какой был у Аменхотепа III.
«Но Аменхотеп был одним из действительно величавых царей Египта, его рост составлял всего только около 156 см, что делает его одним из самых малеханьких фараонов, которых мы знаем по уцелевшим мумиям. Но данный маленький рост не отражён в произведениях искусства — скульптуры Аменхотепа III отличаются циклопическими размерами», — приводит учреждение Pen Новости слова 1-го из создателей реконструкции, археолога Майкла Хабихта из Универа Флиндерса (Австралия).
Лицезрев итог собственного труда, творцы проекта были поражены: глава смотрелся абсолютно не так, как правитель, которого изображают бессчетные изваяния. «Это спокойное фейс дружелюбного человека, который жил во времена величайшего экономического благоденствия. Он полностью мог быть одним из самых богатых людей, когда-либо живших на свете, по последней мере, в свою эру», — сообщает оформитель Сисеро Мораес.
Для довершения вида фараона исследователи смоделировали ему царское облачение в тех цветах, которые использовались в облачениях правителей Старого Египта. сейчас они планируют опубликовать свои выводы в научном журнальчике.
Где же пухлые губки?
«В конечное время тема реконструкции лиц египетских мумий стала довольно популярна, — ответил эту работу для aif.ru помощник Интернационального учебно-научного центра египтологии им. В. С. Голенищева РГГУ Евгений Барсуков. — И, как указывает практика, итоги получаются разноплановыми. Довольно вспомнить нашумевшую не так давно историю с воссозданием вида мамы Тутанхамона — это была очень спорная перестройка лица по мумии „Юный леди“, как её именуют археологи.
О дилеммах Аменхотепа в конце жизни (нездоровых зубах и ожирении) было понятно издавна благодаря исследованиям его тела. Некие монументы, сделанные во 2-ой половине его правления, показывают возможность „адаптироваться“ под действительность. Есть, к примеру, статуи, изображающие этого царя довольно тучным. В таком виде он мог ассоциироваться с Хапи, божеством нильского разлива и плодородия.
На различных шагах правления Аменхотепа III было сотворено большущее кол-во его памятников. При всех имеющихся различиях в их можно увидеть и набор определённых общих бес. И, если сопоставить приобретенный в ходе сегодняшней реконструкции итог с этими монументами, мы почти не увидим сходства.
1-ое, что кидается в глаза, — это форма и толщина губ. Все статуи Аменхотепа демонстрируют его с довольно пухлыми губками. Посмотрите, к примеру, на сфинксов, установленных на Институтской набережной в Санкт-Петербурге. А ведь они числятся одними из наилучших портретов Аменхотепа III.
Судя по всему, пухлые губки были 1-й из соответствующих бес наружности этого царя. А на приобретенной реконструкции мы их не лицезреем. Потому к хоть каким реконструкциям, к тому же выполненным без детализированного анализа черепа огромным коллективом профессионалов и вдумчивого подхода к трактовке скульптурных памятников, нужно относиться с осторожностью».
По материалам: aif.ru