Четверть века вспять столица Республики Белоруссия пережила масштабную трагедию. Общее мероприятие в центре Минска обернулось немаленький неудачой, до сего времени остающейся в памяти белорусов.
Галлюцинация безопасности
На излете существования СССР, 31 декабря 1990 года, Минский метрополитен пополнился новейшей станцией, получившей заглавие «Немига» — по имени реки, присутствующей в первом летописном упоминании Минска. Станция заходила в 1-ый пусковой участок 2-ой полосы минского метро.
От новейшей станции начиналось пространное свободное место, простирающееся до Дворца Спорта. Его стали деятельно применять для проведения разных массовых мероприятий. Казалось, это не может обещать никаких угроз. Но еще грустный опыт катастрофы на Ходынском поле во время коронации Николая II показал — на сто процентов неопасных пространств там, где собираются значимые массы людей, не бывает в принципе.
Пиво, концерт и дождь
30 мая 1999 года в Минске проходил праздничек пива. Его основным событием стал концерт русской группы «Манго-Манго», на который собралась молодежь в возрасте от 13 до 25 лет.
Положение, обстановка была относительно размеренной. С гражданами, которые переставали себя держать под контролем из-за выпитого, оперативно управлялись наряды милиции.
Денек в Минске был горячим, а к вечеру стали собираться тучи, сулившие грозу. Но те, кто пришел на концерт, расходиться не торопились.
Когда начались буря и дождь с градом, зрители побежали в сторону станции метро, так как на этом пространстве больше негде было укрыться от осадков.
Станция «Немига» не имела верхних вестибюлей — вход в нее размещался в подземном переходе. Схожих станций очень немало не только лишь на постсоветском пространстве, да и в Европе. В тот судьбоносный денек данное событие сыграло самую важную роль.
Ловушка
Из-за дождика наплыв людей к станции метро оказался исключительно резким. При всем этом одни желали легко переждать осадки в переходе, а другие — умчаться.
Людская волна стала сбивать с ног тех, кто находился на ступенях, спускаясь вниз. В особенности уязвимы были женщины, большая часть из которых были в обуви на каблуках и шпильках. Упавших начала затаптывать масса.
К переходу подбегали все новые и новые люди, которые не лицезрели, что происходит понизу. Кто-то радостно орал: «Давайте побыстрее, еще поднажмем!»
Веселье завершилось тогда, когда вверх из перехода по рукам стали передавать деток, спасая их от давки. Все поняли, что случилось нечто из ряда вон выходящее.
Сотрудники милиции, находившиеся у перехода, пробовали посодействовать пострадавшим. Они вытаскивали людей, зажатых в давке, рискуя собой. Двое — Владимир Говен и Геннадий Рябоконь — при всем этом погибли. Еще 10 служащих МВД получили ранения.
Попавшим в давку казалось, что она продолжалась вечность. В реальности все длилось около 10 минут. Когда масса отхлынула, то на месте оказались 10-ки искалеченных, стонущих людей. Сначала это были совершенно юные девчонки.
«Мать, заговори!»
Когда стал ясен размер происшедшего, к метро «Немига» выслали почти все скорые помощи Минска. Но многим посодействовать уже было нереально.
Очевидцы запомнили стршную сцену — на ступенях лежала погибшая девушка, а близко рыдал ее чудом уцелевший небольшой сынок: «Мать, заговори!»
Минск заполнился большим человечьим горем. Из 53 погибших только троим было больше 30 лет. В числе пострадавших — 40 дам и юных дам.
Елене Филипповой было 13 лет, Елене Янцовой и Маше Иньковой — 15, Оле Тимошковой, Елене Ткачевой, Оле Плаксе — по 16, Елене Насоновой и Тане Холод — по 17…
По славянской традиции дам, погибших до вступления в брак, хоронят в свадебных платьицах. Никогда ни до, ни после в Минске не было одномоментно столько схожих горестных церемоний.
Председатель Минского горисполкома Владимир Ермошкин подал в отставку. На встрече с родными погибших он рыдал и просил у их прощения. Отставку Ермошкина не принял глава Александр Лукашенко. Точно, осознать, в чем точно вина главы городка в данной ситуации, трудно.
Трагическое слияние событий
В процессе расследования был изготовлен вывод, что на тот миг у белорусской милиции просто не было серьезного протокола проведения схожих массовых мероприятий, в каком были учтены все вероятные сценарии развития событий. Разновидность с одновременным наплывом значимых масс людей к станции метро в течение лаконичного промежутка времени не обмыслили.
В халатности из-за смерти людей были обвинены шеф милиции публичной безопасности ГУВД Мингорисполкома Виктор Русак и шеф отдела массовых мероприятий Миша Кондратин. Но спустя 3-и года дело было переквалифицировано на статью, не предусматривающую ответственность за смерть людей. И дело закончили из-за истечения срока давности.
Юристы, представлявшие интересы семей погибших и пострадавших, были не согласны с таким вердиктом. Также, они предъявляли иски к устроителям праздничка, но не смогли достигнуть хорошего результата. Трагическое слияние событий — таковой вывод был изготовлен в конечном итоге.
30 мая 2002 года на месте смерти людей был открыт памятник в виде 53 растений из бронзы (40 роз и 13 цветков по количеству погибших дам и парней), раскиданных по метафорическим ступеням с надписью «53 рубцы на сэрцы Беларусi. 30 мая 1999 года».
По материалам: aif.ru