«Илы» небесные. История конструктора Ильюшина, создавшего «летающий танк»

130 годов назад, 30 марта 1894 года, родился Сергей Ильюшин, творец штурмовика Ил-2 — самолёта, который, по признанию германцев, «вселял в их страх».

Всего с конструкторского стола Ильюшина, ставшего единственным владельцем 7 Сталинских премий, «взлетели» несколько 10-ов самолётов различного типа.

2-ой денек рождения

Сам Ильюшин называл штурмовик Ил-2 «летающим танком». «Он тогда первый раз применил бронированную капсулу, защищавшую кабину лётчика и все актуальные узлы машины. Авиалайнер был поразительно жизнестойким. Нередко садился успешно даже с соткой повреждений корпуса, — ведает член Ассоциации историков 2-ой мировой войны Дмитрий Хазанов. — Вместе с танками Т-34 и реактивными установками „Катя“ штурмовик Ил-2 стал орудием Победы. За 1941–1945 годы 4 серийных завода выпустили 36 479 экземпляров различных его модификаций. Таковой массовости в мире не было ни у 1-го самолёта со денька зарождения авиации!»

А ведь вчера войны, в 1938 году, судьба КБ Ильюшина висела на волоске — конструктор чуток не умер. Механик тогда запамятовал залить масло в учебно-тренировочный УТ-2, за рулем которого Ильюшин летел из Столицы в командировку на завод в Воронеж. Двигатель перенагрелся и тормознул. На принужденной посадке машина перевернулась. Ильюшин чудом выжил. И позже каждый год отмечал в данный денек — 21 апреля — личное 2-ое рождение. А вину механика взял на себя: дескать, не проверил.

После этой катастрофы он сформировал главную конструкторскую задачку: у самолёта должен быть шанс закончить полёт даже при отказе актуально принципиальных «органов». Эти «органы», к примеру, в 1962 году отказали у Ил-18В, принадлежащего румынской авиакомпании Tarom, когда тот летел над Средиземным морем. Все 4 мотора прекратились. Лётчики смогли высадить машину «на брюхо» на заброшенном аэро­дроме Кипра. Экипаж и 100-ня пассажиров не по­мучались. Позднее выяснилось, что в Бухаресте баки заправили керосином с водой, на высоте вода замёрзла и лёд забил фильтры.

3-и класса школы

Его Ил-18 стал первым русским самолётом, который эффективно продавался за предел. Над его созданием Ильюшин задумался, когда в 1955 году отправился в Сочи в санаторий. Летел на Ил-14 и поразился дороговизне авиабилетов. По­ставил цель — сделать авиалайнер, билет на который будет стоить не дороже билета в купе поезда. Подсчитал, что с экономической точки зрения более прибыльные движки — турбовинтовые. Так появился Ил-18, в котором первый раз использовали непроницаемый фюзеляж и силу тяги, изменяемую поворотом лопастей винта. Он соответствовал формуле Ильюшина: «Легко, но хорошо, дёшево, но надёжно».

В Брюсселе на Глобальной выставке 1958 года авиалайнер получил золотую медаль, его закупили 17 зарубежных авиакомпаний. А в самом СССР на протяжении больше 2 десятилетий это был самый ­известный людей­ский борт — «рабочая лошадь»  ­«Аэрофлота».

Тот отпуск в Сочи — редкий в биографии Ильюшина. Расслабляться он предпочитал на родине — одним ударом по­крывал за рулём машины 500 км до родной деревни Дилялево на Вологодчине.

…Папе был 51 год, ­мамы — 44, когда Сергей появился на свет — одиннадцатым, младшим ребёнком в семье. В 6 лет братья обучили его читать, в 10 он пошёл в земскую школу, закончил 3 класса. С благодарностью вспоминал собственного учителя Александра Невского, тёзку предводителя. Тот, видя, что мальчик разумный, занимался с ним внеурочно ещё 2 года после окончания школы. В 15 лет Ильюшин уехал на заработки в Петербург. Где только не трудился: от чистильщика сточных канав на красильной фабрике до ассистента машиниста экскаватора. А судьбоносной стала работа землекопом на Комендантском аэродроме, где Ильюшин первый раз увидел самолёты и зажегся мечтой о небе. Выдержал конкурс в 300 человек на место в школу лётчиков Всероссийского правительского аэроклуба. А получив права пилота, решил сам создавать «стальных птиц».

Высшее образование Ильюшин получит уже в Русской РФ, по­ступив в Институт инженеров Красноватого Воздушного Флота. С 3-мя классами сельской школы справлялся с выс­шей арифметикой — помогали годы самообразования и правило, которому позднее он учил подчинённых: «Если в течение денька ты лично ничему не научился, считай данный денек себе потерянным».

«Означает, пора уйти»

Пассажирский реактивный Ил-62 — крайний авиалайнер, сделанный Ильюшиным лично «от и до», и 1-ый в Русском Союзе, совершивший межконтинентальный перелёт с пассажирами. Он же — борт № 1, на котором летали Брежнев, а потом Горбачёв.

«Эта машина стоила мне 10 лет жизни», — признавался конструктор. У этого двухсотместного самолёта крыло было освобождено от моторов — их Ильюшин вынес в хвост. Конструктор считал, что гибкое крыло воспринимает на себя огромную часть нагрузок от турбулентности, потому пассажиры в салоне практически не чувствуют болтанки и шума. «Авиалайнер-совершенство», — дали определение Ил-62, представленному в 1967 году на авиасалоне в Ле-Бурже, журналисты.

Самого Ильюшина на авиасалоне не было. Он вообщем зарубежные поездки не обожал. На приглашения отвечал: «Лучше в Дилялево съезжу». Там, сидя на берегу Кубен­ского озера, долго смотрел на воду, решая в уме еще одну задачку с новым самолётом. А для односельчан в каждый приезд устраивал «пировки» — накрывал стол на всю деревню.

В 1970-м, в 76 лет, Ильюшин сложил с себя обязанности управляющего конструкторского бюро. «Если я не могу прибыть на работу прежде всех, а уйти позднее всех, означает, не должен занимать данный пост», — растолковал личное решение сотрудникам.

Но даже на пенсии, до самой собственной гибели в 1977-м, он приглядывал за ними и за своим бюро небесных дел.

По материалам: aif.ru

Похожие записи